Дети с эпилепсией, обучение в школе
Сохранение и до наших дней ошибочных представлений об эпилепсии в обществе приводит к тому, что диагноз «эпилепсия» ассоциируется с некоторой «дефектностью» больного и его опасностью для общества. Однако эпилепсия далеко не всегда сочетается со слабоумием и психическими нарушениями. Действительно, существуют тяжелые формы эпилепсии с частыми разнообразными приступами, начавшиеся в раннем детском возрасте, и умственной отсталостью. Различные психические нарушения встречаются в среднем у 30-40% больных эпилепсией. В то же время среди больных эпилепсией есть много людей с нормальным и высоким интеллектом, а также много талантливых людей, вошедших в историю.
Во многих странах государственная политика направлена на вовлечение людей с ограниченными возможностями в систему общего образования. Это относится и к детям, страдающим эпилепсией, кроме тех случаев, когда эпилепсия сочетается с выраженными физическими или интеллектуальными нарушениями.
Учителя могут возразить на это: «А вдруг будет приступ? Это испугает других детей, и что мы будем делать с ребенком?» Однако у всех больных приступы разные. Иногда они совершенно не заметны для окружающих. Бывает, что приступы возникают очень редко, только ночью, во время сна, или провоцируются известными факторами, которых можно избежать. Нужно исключить провоцирующие факторы и подобрать адекватную терапию; и если ребенок нормально развит и у него нет сопутствующих психических нарушений, нет никаких противопоказаний для его обучения в массовой школе. Ребенок с эпилепсией должен быть включен во все виды школьной активности, кроме потенциально опасных видов физкультуры (например, занятий на высоте). Он должен расти среди своих сверстников, активно участвовать в общественной жизни, реализовывать свои способности и не чувствовать себя ущербным и неполноценным.
Факторы, которые могут оказывать негативное влияние на способность к обучению у ребёнка с эпилепсией, включают:
- отрицательное влияние субклинических эпилептических разрядов, которые вызывают нарушение концентрации внимания и другие когнитивные нарушения,
- отрицательное влияние некоторых АЭП (особенно, барбитураты – фенобарбитал) на концентрацию внимания, способность к обучению и поведение
- частые пропуски школы, связанные с основным заболеванием.
Социальная изоляция, как результат гиперпротекции, и проблемы, вызванные чрезмерно снисходительным отношением к ребёнку, заниженными требованиями и ожиданиями со стороны родителей и учителей, могут только усложнить ситуацию.
Ребенку с эпилепсией следует избегать любых психических перегрузок.
Если способности ребенка снижены, нередко он может делать большие успехи в коррекционной школе и получит много радости от того, что у него больше нет перегрузок.
Если приступы не прекращаются полностью и существует вероятность развития приступа в школе, учитель должен знать о заболевании ребенка, чтобы в случае развития приступа предпринять необходимые меры и успокоить остальных детей в классе.