24.08.2012
Синдром Драве без мутации в гене SCN1A*
Мутации в гене PCDH19 (protocadherin 19), локализованном на хромосоме Xq22, ассоциированы с «эпилепсией с умственной отсталостью, ограниченной женским полом» (Scheffer и соавт., 2008; Dibbens и соавт., 2008). Для этого заболевания характерен необычный Х-сцепленный тип наследования, поэтому заболевание клинически проявляется у гетерозиготных по данной мутации женщин; при этом гемизиготные мужчины являются носителями патологического гена при отсутствии клинических проявлений заболевания (Dibbens и соавт., 2008). Ген PCDH19 экспрессируется в развивающемся головном мозге людей и животных (мышей), и предполагается, что он участвует в установлении связей между нейронами, и процессах сигнальной трансдукции на уровне синаптической мембраны (Yagi и соавт., 2000), а также молекулярной спефицикации нейронов на уровне коры большого мозга (Krishna и соатв., 2011).
Depienne и соавт. в 2009 г. описали семейные случаи, а также de novo возникшие точковые мутации в гене PCDH19 у 13 женщин с ранним дебютом эпилептической энцефалопатии, напоминающей синдром Драве. Авторы также описали случай похожих фенотипических проявлений у мальчика с мозаичной хромосомной перестройкой, приводящей к гаплонедостаточности по гену PCDH19. По данным этих авторов, около 5% случаев синдрома Драве может быть связано с мутацией в гене PCDH19. А в рамках проведенного исследования мутация в гене PCDH19 были обнаружены у 16% или 25% пациентов, при включение в исследование только женщин, с клиникой синдрома Драве и отрицательным результатом при исследовании мутации в гене SCN1A.
В следующем исследовании (Marini и соавт., 2010) скрининг мутации в большой когорте женщин с различными фенотипами эпилепсии и началом заболевания в младенческом возрасте выявил мутацию гена PCDH19 у 13 пробандов (7 – с фенотипом синдрома Драве, 6 – с фокальной эпилепсией).
Клинические проявления, наблюдаемые у некоторых пациентов с мутацией PCDH19 и синдромом Драве, обусловленным мутацией в гене SCN1A, включают дебют фебрильных и афебрильных приступов в младенческом возрасте, серийное течение приступов во время лихорадки, регрессия развития после дебюта приступов. В связи с тем, что два заболевания имеют общие клинические признаки, рекомендуется исследование на мутацию PCDH19 у пациентов с клиникой синдрома Драве с отрицательным анализом на мутацию SCN1A.
Однако электроклинические проявления у девочек с мутацией в гене PCDH19 подробно не описывались и не сравнивались с таковыми у пациентов с мутацией в гене SCN1A (синдром Драве). Возможно, что именно различия по проявлениями на ЭЭГ и видео-ЭЭГ мониторинге, в том числе, и во время приступов, позволят дифференцировать два заболевания, что сейчас невозможно на основании их клинических характеристик.
Описан один случай синдрома Драве с мутацией в альфа2-субъединице гена, кодирующего ГАМКА-рецептор, GABRG2 (Harkin и соавт., 2002). Patino и соавт. (2009) описали одного пациента с синдромом Драве и гомозиготной мутацией в гене SCN1B. Это единственное описание пациента с синдромом Драве с аутосомно-рецессивным типом наследования.
Перевод с изменениями из книги:
Dravet Ch, Guerrini R Dravet syndrome // JL.: France, 2011 – P. 54.